Независимость гарантии

Основной чертой гарантии является ее независимость (обособленность) от основного договора (основополагающей сделки, контракта) (principal contract). Хотя целью гарантии является возместить кредитору/бенефициару убытки, понесенные вследствии неисполнения принципалом/дебитором своих обязательств по основополагающим договоренностям, право бенефициара требовать платеж по гарантии обусловлено лишь ссылкой на условия гарантии, и банк не может привлекать защитную аргументанцию(defences), вытекающую из основного договора. Между банком и бенефициаром не должно возникать вопроса, нарушил или нет принципал свои обязательства по основому договору и имеет ли бенефициар право или нет на возмещение убытков в силу основого договора. Соответственно этому, если все условия гарантии соблюдены, то бенефициар / кредитор имеет право требовать платеж, и он не обязан доказывать факт неисполнения обязательств в форме иной, чем это предписано условиями гарантии.

Следует, однако, иметь в виду, что фактическая значимость и полнота применения принципа независимости всецело определяется конкретными условиями платежа. Например, если гарантия оплачивается по первому требованию, то и платеж будет произведен по первому требованию, без каких-либо других условий. Соответственно, если банк произвел платеж, он имеет право немедленного покрытия со стороны принципала выставляющей стороны. Гарантии, оплачиваемые по первому требованию, заметно отличается от традиционного поручительства (или акцессорной гарантии). С другой стороны, если платеж по гарантии производится по представлении арбитражного либо судебного решения, удостоверяющего нарушение дебитором обязательств по сделке, то принцип независимости утрачивает свое значение и разница между этим типом гарантии и поручительством стирается. Взаимодействие между независимостью и избирательным механизмом платежа рассматривается на других старницах нашего сайта.

Правило независимости не распространяется на случаи мошенничества. В действительности, в самых ранних судебных решениях по гарантиям признавался как независимый характер гарантий, в особенности гарантии, оплачиваемых по первому требованию, и исключения из этого правила в случае мошенничества. Границы концепции мошенничества и особенно применение ее в юрисдикции, остаются неопределенными и спорными.

Что касается банков, то принцип независимости несет в себе большие преимущества. Когда бенефициар требует платеж по гарантии, то роль банка ограничивается сверкой требования с условиями гарантии. Эта задача упрощена тем, что условия платежа оформляются документально, например, подача письменного требования платежа зачастую должна сопровождаться формальным односторонним заявлением о невыполнении дебитором своих обязательств (гарантия по первому требованию), либо представлением документа от третьей стороны, удостоверяющего исполнение/неисполнение основного договора (документарная гарантия) или официального решения арбитражного суда.

Как и в документарном аккредитиве банк сверяет представленные документы с упомянутыми в условиях гарантии. Таким образом, банк не становится участником основного договора и не может быть втянут в какие-либо споры между принципалом и бенефициаром. Независимость также используется и в другом контексте, а именно: независимость самой гарантии от полномочий, выдаваемых банку выставляющей стороной, о выставлении гарантии за счет принципала.